Акселерация и ретардация развития детей

Содержание

Ретардация в психологии – это задержка, отставание в развитии. Акселерация и ретардация

Акселерация и ретардация развития детей
Самосовершенствование 3 августа 2014

Ретардация в психологии – это термин, который стал в последнее время распространяться как противоположный выражению “акселерация”. По своему значению он частично совпадает с инфантилизмом.

Ретардация (запаздывание, задержка) предполагает, что отставание со временем можно наверстать, тогда как во многих случаях инфантилизма некоторые его признаки сохраняются и у взрослых.

К тому же бывает ретардация психического развития, а при инфантилизме интеллект не затрагивается.

Значение термина «ретардация»

Под ретардацией понимают стойкую задержку общего психического развития из-за различных нарушений интеллекта в возрасте от двух до пяти лет, то есть в период, когда у ребенка только формируется речь.

При этом, как правило, не отмечается прогрессивное ухудшение познавательных функций.

Если умственные расстройства происходят на фоне уже сформированной речи и носят прогрессирующий характер, то такие нарушения в развитии называются слабоумием (деменцией).

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей.

На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах.

Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Ретардация: причины и факторы. Краткий обзор

Ретардация в психологии – это замедленное физическое развитие и формирование функциональных систем организма в детском и подростковом возрасте. На данном этапе исследования данного явления ученые выделяют две основных причины ретардации: наследственные факторы и органические нарушения, врожденные или приобретенные в постнатальном онтогенезе, а также всевозможные социальные факторы.

Наследственные ретарданты и социальный фактор

В основном к моменту окончания процессов роста ретарданты не отстают по этому показателю от своих сверстников, просто средних величин они достигают на один-два года позднее.

Если принимать во внимание, что ретардация в психологии – это замедление роста и развития, то для полного рассмотрения проблемы следует определить причину данного явления.

Если отставание происходит в результате наследственного фактора или после перенесенного заболевания, то, как правило, наблюдается временная задержка роста, и после окончательного выздоровления темпы роста ускоряются, то есть генетическая программа реализуется за более короткий период.

Негативное влияние на рост и развитие ребенка может оказывать и социальный фактор.

И это не столько невысокий материальный доход, сколько негативный эмоциональный микроклимат в семье или в детских учреждениях.

Установлен факт, что дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, в детских домах или в условиях дефицита внимания со стороны родителей, отстают в развитии на полтора-два года от своих сверстников.

Цикличность

Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития.

По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее.

Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками.

Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными.

То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/213898/

Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия

Акселерация и ретардация развития детей

ЯГПУ

Контрольная работа

по гигиене

тема

«Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия»

Выполнил:

студент 542-й группы


Заключение

Литература


Введение

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно – антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания.

По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 –2 года. Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно.

Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще – его ретардация, у девочек – дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям.

Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более “взрослые”, чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Каждый ребенок в своем развитии неминуемо проходит одни и те же этапы, подчиняясь единым биологическим законам. Однако темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в сходных условиях. Поэтому часто не достаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, то есть его паспортный возраст. Для определения темпов роста и развития необходимо также оценивать биологический возраст — реально достигнутый уровень созревания организма. Это особенно важно при проведении социальных, педагогических и лечебных мероприятий. Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д. Для практических целей выработаны простые методы, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка

Пропорции тела и темпы роста. Самый простой, но и самый «грубый» способ оценки биологического возраста — по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина и масса тела, а также размер любой его части не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.