Неонатальный периоды развития ребенка

Введение

Неонатальный периоды развития ребенка

Периодноворожденности — наиболее критическийвозрастной период у детей. Его патологиясложна и разнообразна. Неправильноеведение родов, недостаточный уход,несоблюдение санитарно-противоэпидемическогорежима и пр.

способствуют повышениюзаболеваемости и смертности срединоворожденных. Наибольшая смертностьнаблюдается на первой неделе жизни и,особенно, в первые три дня после родов.

Естественно, большое значение имеетпереход от внутриутробных условий жизник внеутробным и приспособлениеноворожденного к факторам внешнейсреды.

Организм новорожденного впервыепринимает на себя такие жизненно важныефункции, как дыхание, терморегуляцию,кровообращение, пищеварение и др. Поэтомузнание особенностей течения раннегонеонатального периода, правильный уходза новорожденным ребенком исключительноважен для его дальнейшего развития издоровья.

Периоды детского возраста

I.Период внутриутробного развития —длитсяотзачатия до родов.

Подразделяетсяна 2 фазы:

а)фазуэмбрионального развития —ее продолжительность — от зачатия до11–12 недель беременности;

б)фазуплацентарного развития— с 11–12 недель гестации до концабеременности.

II.Период новорожденности (неонатальный)—длится от рождения ребенка до 28 днейжизни. Включает в себя:

а)раннийнеонатальный период— от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б)позднийнеонатальныйпериод — от 7 до 28 дня жизни.

Выделяюттакже перинатальныйпериод— с 22-х недель внутриутробного развитиядо 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а)наантенатальный период— с 22-х недель внутриутробного развитиядо начала родов;

б)интранатальный периодотначала родовой деятельности до рожденияребенка;

в)нараннийнеонатальный период— с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III.Грудной возраст (илимладший ясельный) — от 28 дней до 1 годажизни ребенка.

IV.Период молочных зубов — с1 года до 6 лет. Подразделяется:

а)напреддошкольный или старший ясельный— от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б)надошкольныйвозраст— от 3-х до 6 лет.

V.Младший школьный возраст(период отрочества) — от 6–7 лет до 12лет.

VI.Старший школьный возраст(период полового созревания) — от 12 до15 лет.

Неонатология

Этодостаточно молодая наука. Каксамостоятельный раздел медицины (разделпедиатрии) возникла в XXв. Она изучает возрастные особенностии заболевания детей первых 4-х недельжизни.

Термины«неонатология» и «неонатолог» былипредложены американским педиатромАлександром Шаффером в 1960 г. Неонатологиясостоит из трех слов: греческого «neos»— новый, латинского«natus»— рожденный и греческого «logos»учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

  1. Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

  2. Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

  3. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

  4. Исследования становления иммунного статуса.

  5. Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

  6. Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

  7. Реабилитация больных новорожденных детей.

  8. Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Однимиз важных показателей развитияздравоохранения является показательмладенческойсмертности,который характеризует количествоумерших детей от 0 до 1 года жизни ирассчитывается по формуле:

Всвою очередь, младенческая смертностьвключает в себя неонатальнуюсмертностьот 0 до 28 дней, которая рассчитываетсяпо формуле:

Неонатальнаясмертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняянеонатальная смертность — от 0 до 7-годня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняянеонатальная смертностьс7-го до 28-го дня.

Всегданеобходимо анализировать еще одинпоказатель — перинатальнойсмертности,который рассчитывается по формуле:

Дляснижения перинатальной, неонатальнойи младенческой смертности необходимаинтеграция служб акушер-гинекологов,педиатров, генетиков и реаниматологов.Важную роль в решении этих вопросовиграет перинатальный центр с хорошейматериальной оснащенностью.

Отклоненияв состоянии здоровья женщины добеременности, осложнения течениябеременности и родов, социальные ибытовые проблемы могут представлятьугрозу для здоровья плода, т. е. являютсяфакторами риска развития патологииплода и новорожденного. По временивоздействия на плод и ребенка выделяютследующие факторы риска:

  • пренатальные (возникающие до и во время беременности);
  • интранатальные (возникающие во время родов);
  • постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачунеобходимо своевременно выявить факторыриска для прогнозирования и профилактикиразвития патологических состояний уплода и новорожденного.

Оценкафакторов риска развития патологии уплода и новорожденного проводится вовремя беременности,по меньшей мере, три раза:

  • в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);
  • в середине беременности;
  • в процессе родов.

Длясвоевременного выявления факторовриска необходимо проанализировать:

1.Генеалогический анамнез(с составлением родословной): выяснить,есть ли у родителей и родственниковнаследственные и обменные заболевания,наличие наследственной предрасположенностик аллергии, другим болезням.

2.Социально-биологический анамнез:оценить возраст матери и отца, уточнить,имеются ли профессиональные вредности,вредные привычки, наличие другихсоциальных факторов риска (например,одинокие мамы, многодетные семьи, плохиебытовые условия и т. д.).

3.Акушерско-гинекологический анамнез:были ли аборты, мертворождения, другиенарушения в половой сфере беременной(например, пороки развития или опухолиматки, бесплодие, рубцы на матке послеопераций).

4.Сведения об экстрагенитальных заболеванияхматери: например,сердечно-сосудистых (пороки сердца,гипертоническая болезнь, вегетососудистаядистония), эндокринных (диабет, заболеваниящитовидной железы, надпочечников) идругих, а также какие медикаменты и вкакие сроки беременности принимались.

5.Особенности течения настоящейбеременности:наблюдались ли токсикозы I и II половины,нефропатия, преэклампсия, угрозавыкидыша, многоплодие, многоводие,маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация,инфекционные заболевания, аномальноеположение плода и др.

6.Особенности течения родов,а именно: затяжные, стремительные роды,длительный безводный промежуток,кесарево сечение, преждевременнаяотслойка плаценты и т. д.

Врачоценивает возможное влияние неблагоприятногофактора с учетом сроков беременности,во время которых отмечалось действиеданного фактора.

Например,краснуха,перенесенная матерью в I триместребеременности, сопровождается высокимриском формирования врожденных пороковразвития плода (риск 23 %). Но, еслизаболевание развилось во II триместребеременности, — риск пороков у плодасоставит только 1 %.

Сахарныйдиабет I типау беременной, который сопровождаетсяпериодами гипергликемии и кетоацидоза,гипогликемией, в I триместре беременностиможет приводить к развитию диабетическойэмбриопатии с высоким риском формированияврожденных пороков (каудальная дисгенезия,пороки мозга, сердца, почек), во II триместре— к диабетической фетопатии (рискмакросомии, гипогликемии, кардиомегалии,полицитемии, гипербилирубинемии и др.).В последующем дети, родившиеся от матерейс сахарным диабетом, относятся к группериска по развитию ювенильного сахарногодиабета (риск 2 %).

Неблагоприятныефакторы,действующие на плод во время беременности,прежде всего нарушают маточно-плацентарноекровообращение и могут приводить кразвитию хронической внутриутробнойгипоксии плода. Патологическоетечение родовможет приводить к развитию остройасфиксии в родах, родовым травмам,синдрому аспирации мекония и др.

Уноворожденных в зависимости от факторовриска принято выделять следующиеосновные группы риска развитияпатологических состояний (см.приложение):

  • по нарушению функции ЦНС;
  • развитию гипербилирубинемии;
  • развитию ГБН;
  • внутриутробному инфицированию;
  • развитию СДР;
  • развитию гипогликемии;
  • развитию геморрагических расстройств;
  • по развитию острого анемического синдрома.

Привыписке ребенка из родильного дома,врач должен определить его группуздоровья.

Впериоде новорожденности выделяютIII основные группы здоровья:

Iгруппа (15–20% всех новорожденных) — здоровые дети,которые родились от здоровых родителей,нормально протекавших беременности иродов, с оценкой при рождении по шкалеАпгар 8–9 баллов и которые не болели вроддоме. У детей этой группы в раннемнеонатальном периоде могли наблюдатьсяпограничные состояния, которые неповлияли на состояние их здоровья.

IIгруппа (70–80% всех новорожденных) — практическиздоровые дети, которые имеют факторыриска возникновения какого-либозаболевания (например, поражения ЦНС,инфицирования, эндокринных или трофическихрасстройств и др.). По степени выраженностириска II группа здоровья подразделяетсяна 2 подгруппы: II A и II Б.

ГруппаIIA(минимальный риск развития патологическихсостояний) — практически здоровыеноворожденные, не болевшие в роддоме,с малой степенью риска возникновенияпатологических процессов. К ним относятся:

  • дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
  • дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
  • недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
  • дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

ГруппаIIБ(высокий риск развития патологическихсостояний и заболеваний) — практическиздоровые младенцы, но имеющие в анамнезенесколько факторов риска, а также тедети, которые перенесли какие-либозаболевания в раннем неонатальномпериоде, закончившиеся выздоровлением.К ним относятся:

  • новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
  • недоношенные II–IV степеней;
  • переношенные новорожденные;
  • дети с задержкой внутриутробного развития;
  • новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;
  • новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

IIIгруппа— больные дети с хроническими заболеваниями(например, врожденная краснуха,генерализованная цитомегаловируснаяинфекция, бронхолегочная дисплазия),тяжелыми пороками развития (например,ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

НоворожденныеI группы здоровья наблюдаются участковымпедиатром и осматриваются специалистамив обычные сроки: первый патронажпроводится в первые три дня после выпискииз роддома, затем ребенок осматриваетсякаждые 7–10 дней и в возрасте одногомесяца дети приглашаются на прием кврачу в поликлинику (в день приемаздоровых детей). Далее в течение первогогода жизни врач должен осматриватьздорового ребенка 1 раз в месяц.

Детигруппы IIА, осматриваются участковымпедиатром не менее 4-х раз на первоммесяце жизни, а группы IIБ — 5 и более разс обязательным осмотром зав. отделением.

Если дети IIА группы на 1 месяце жизни неболели, то они могут быть в 1 месяцприглашены на осмотр в поликлинику ипереведены в I группу здоровья. Дети изIIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваютсяна дому. В группе здоровья IIБ они остаютсядо года.

При необходимости проводятсялабораторные исследования: общие анализыкрови и мочи, бактериологическоеисследование, УЗИ и др.

НоворожденныеIII группы здоровья находятся надиспансерном наблюдении участковогопедиатра и узкого специалиста взависимости от профиля патологии.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1472115/

Периоды детского возраста

Неонатальный периоды развития ребенка

Ребенок – не взрослый в миниатюре, его организм обладает своеобразными анатомофизиологическими особенностями, претерпевающими характерные возрастные изменения в течение всего периода детства.

Подходить к оценке тех или других особенностей детей с нормами, установленными для взрослых и лишь уменьшенными пропорционально возрасту обследуемого ребенка, его весу или росту, совершенно неправильно.

Нельзя также говорить о “нормах” для детей вообще, без дифференцирования их в возрастном разрезе.

Так, например, частота пульса, дыхания, цифры кровяного давления, лейкоцитарная формула, показатели активности ферментов пищеварительного тракта и т. д., свойственные здоровым детям грудного возраста, должны расцениваться как явно патологические для детей более старших возрастов.

Количество (из расчета на каждый килограмм веса) основных пищевых ингредиентов – белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, необходимое для правильного роста и развития ребенка-школьника, явно недостаточно, а в отношении некоторых ингредиентов избыточно для детей первых месяцев жизни, получающих только грудное молоко. На одно и то же воздействие дети раннего возраста реагируют совершенно по-иному, чем дети более старшие.

Вот почему и дальнейшие научные достижения педиатрии, и успех практической работы каждого детского врача возможны лишь при условии оценки динамики анатомо-физиологических, реактивных и других особенностей здорового и больного ребенка в зависимости от его возраста.

Для облегчения такого дифференцированного подхода к ребенку целесообразно подразделить все детство на отдельные периоды, до известной степени различные между собой.

Рядом авторов предложено много различных схем деления детского возраста па отдельные возрастные этапы.

К сожалению, в основу многих из них положены случайные моменты, односторонне характеризующие ребенка, а поэтому и ценность этих схем очень невелика.

Научно обоснованное деление детства на отдельные периоды должно базироваться на характерной для каждого из них совокупности возрастных анатомо-физиологических признаков детского организма. Нам представляется наиболее обоснованным.

I. Период внутриутробного развития (“утробное детство”)

  1. Фаза эмбрионального развития (эмбрион).

  2. Фаза плацентарного развития (плод). 

    Период новорожденности.

IV. Период молочных зубов

  1. Преддошкольный возраст (старший ясельный возраст).

  2. Дошкольный возраст.

Период от 0 до 3 лет

Период от 0 до 3 лет в настоящее время принято называть ранним возрастом.

Длительность периода внутриутробного развития плода (с момента импрегнации до момента рождения) обычно исчисляется в 10 лунных месяцев, хотя в действительности этот отрезок развития несколько меньше – в среднем около 270 дней.

В этот период можно выделить две фазы – фазу эмбрионального развития, охватывающую первые 1,5-2 месяца, когда происходит формирование плода, и фазу плацентарного развития – с 3-го по 10-й месяц, характеризующуюся ростом плода.

Наиболее характерными чертами внутриутробного периода надо считать исключительно быстрый рост плода и питание за счет материнского организма.

На правильности развития, а следовательно, и полноценности будущего ребенка в значительной мере отражаются интоксикации, острые и хронические инфекции и другие заболевания матери, образ ее жизни, особенности питания, психические и физические нагрузки и прочие моменты, так или иначе влияющие на течение беременности и на внутриутробное развитие эмбриона и плода.

Отсюда вытекает вся важность так называемой аптенатальной охраны детства, которая практически в основном совпадает с охраной беременности.

В патологии утробного периода развития наибольшее значение имеет изучение этиологии и патогенеза дефектов развития плода, врожденных уродств, причин внутриутробной смерти плода и недонашивания. Для приближения к пониманию этих моментов необходимо тщательное изучение условий, в которых протекала беременность, возможных профессиональных вредностей и т. д.

Основанная на этом охрана, а в отдельных случаях и раннее (в период внутриутробного развития) лечение плода (сифилис) – единственно правильный путь для снижения мертворождаемости, слаборождаемости, недонашивания и т. д.

Период новорожденности

С момента отделения плода от матери, т. е. с момента перерезки пуповины, начинается первый этап внеутробного существования ребенка – период новорожденности. Длительность этого периода различные авторы определяют неодинаково.

Он протекает индивидуально различно, и поэтому нельзя ограничивать его одним и тем же для всех новорожденных числом дней.

Приблизительно через 21-2З недели внеутробной жизни ребенок выходит из периода новорожденности и вступает в период грудного возраста.

Для новорожденного прежде всего характерны состояния, отражающие процесс приспособления его к условиям внеутробного существования.

К группе этих явлений относятся физиологический катар кожи с последующей десквамацией эпидермиса, мумификация и отпадение остатка пупочного канатика, заживление пупочной ранки, физиологическая убыль и последующее восстановление первоначального веса, гипотермия, желтуха новорожденных и т. д. Одновременно происходят и более глубокие изменения функций отдельных органов и сдвиги в обмене веществ. Так, с момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, изменяются морфологические и физико-химические особенности крови, повышается основной обмен, закономерно колеблется активность внутриклеточных ферментов и т. д.

В период новорожденности все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Из патологических состояний для этого периода прежде всего характерны последствия нарушений внутриутробного развития плода – уродства, дефекты развития, недоношенность и слаборожденность.

Вторую большую группу болезненных проявлений у новорожденных составляют самые разнообразные родовые травмы и, наконец, третью группу – инфекции, врожденные и приобретенные (во время родов или вскоре после рождения).

Из последней группы наибольшее практическое значение имеют поражения кожи, заболевания пупка, различные формы сепсиса, токсоплазмоза, листериоза и цитомегалии; врожденный сифилис, игравший ранее существенную роль в патологии новорожденных детей, в настоящее время встречается очень редко.

В Украине ликвидированы природные очаги малярии, и, как правило, врожденную малярию в последнее время наблюдать не приходится. Врожденный туберкулез встречается крайне редко. Однако течение и особенности всех, даже редких в настоящее время, заболеваний педиатр должен знать, и забывать о них ни в коем случае нельзя.

В связи со своеобразием иммунобиологических особенностей новорожденных у них очень редко встречаются корь, скарлатина, краснуха и некоторые другие инфекционные заболевания; дифтерия, тифы, оспа протекают у детей периода новорожденности своеобразно и часто в абортивной форме. Эта повышенная устойчивость новорожденного ко многим инфекциям, по мнению большинства авторов, связана с пассивной передачей ребенку антител матери: через плаценту в период внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью.

В то же время по отношению к гноеродным микробам и к патогенным штаммам кишечной палочки новорожденные обнаруживают высокую чувствительность.

В период новорожденности приходится наблюдать у детей и некоторые проявления функциональной недостаточности различных органов: так называемую физиологическую альбуминурию, мочекислый инфаркт, транзиторную лихорадку, “физиологическую диспепсию” и т. д.

Все эти особенности новорожденных детей в значительной мере зависят от морфологической незаконченности строения многих органов, что и объясняет относительное функциональное несовершенство их. Особенно сказывается незаконченность строения центральной и периферической нервной системы.

Процессы торможения резко преобладают над процессами возбуждения, легко возникают длительные тормозные состояния; несомненно, сказывается некоторое несовершенство рецепторов, хотя представление о полной нечувствительности ребенка ко всяким раздражениям, безусловно, неправильно. В период новорожденности у ребенка начинают вырабатываться первые условнорефлекторные связи с окружающей средой.

Грудной период

Период новорожденности переходит в следующий период детства – грудной, длительность которого определяется сроком необходимости хотя бы частичного кормления ребенка грудным молоком.

Время отлучения от груди, а следовательно, и длительность грудного периода надо рассматривать не как строго фиксированную и одинаковую для всех детей дату, определяемую паспортным возрастом, а как момент наступления известной функциональной зрелости ребенка, допускающей возможность перехода на так называемую общую диету. В большинстве случаев для доношенных и правильно развивающихся детей, находящихся в удовлетворительных условиях жизни, грудной период заканчивается к концу 1-го года внеутробной жизни.

Для грудного ребенка характерна некоторая относительная функциональная слабость органов, в частности пищеварительного аппарата. В первое время единственной пищей для ребенка является грудное молоко. Постепенно, с возрастом, активность ферментов пищеварительных соков усиливается и ребенок оказывается способным переваривать и усваивать не только женское молоко, но и другую пищу.

Другая особенность, характеризующая грудного ребенка,- это интенсивный, но постепенно ослабевающий рост: в течение 1-го года жизни вес тела увеличивается на 200%, длина тела – на 50%, окружность головы – приблизительно на 35% и т. д. В течение этого же периода ребенок проходит первые этапы своего моторного и интеллектуального развития.

В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 месяцев усиливается и в течение всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, выявляются функции прегипофиза и зобной железы, а интерреналовая система претерпевает обратное развитие. В связи с этими сдвигами в корреляции эндокринных желез основной обмен усиливается и нередко достигает максимума к концу 1-го года жизни. В грудном возрасте у части детей выявляются так называемые аномалии конституции – экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы.

Ребенок 1-го года жизни нуждается в пище высокой калорийности, что при наличии некоторой функциональной недостаточности пищеварительного тракта делает его предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения при нерациональном вскармливании и после перенесенных кишечных и парентеральных инфекций. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей грудного возраста.

Склонность грудных детей к судорогам функционального характера, к менингизму и истинным менинго-энцефалитическим процессам объясняется усиленным ростом мозговой ткани, морфологической незаконченностью ее строения, функциональным ее несовершенством и повышенной проницаемостью так называемого гемато-эицефалического барьера.

Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, приобретенный иммунитет еще отсутствует, случайный контакт с различными инфектами сенсибилизирует организм, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями детей грудного возраста делает их особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее частыми входными воротами оказываются кожа и слизистая оболочка кишечника и дыхательных путей.

В возрасте 4-5 месяцев грудной ребенок уже нередко инфицируется и в ряде случаев тяжело болеет обычными детскими инфекциями.

Туберкулез (если ребенок не был подвергнут активной противотуберкулезной вакцинации) принимает у него большей частью бурное течение, а врожденный сифилис дает характерные клинические проявления.

Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или другого патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью также весьма характерны для ребенка грудного возраста.

К концу 1-го года жизни ребенок может обойтись без тех ферментов, гормонов и антител, которые до этого времени он получал с материнским молоком, так как теперь они в достаточном количестве продуцируются его собственными органами и тканями.

Все эти сдвиги в развитии ребенка на первом году жизни и в его реакциях на воздействия факторов окружающей среды в значительной мере связаны с морфологическим и функциональным совершенствованием центральной нервной системы и всего рецепторного аппарата.

Высшая нервная деятельность ребенка значительно дифференцируется и совершенствуется в течение первого года жизни; у ребенка вырабатываются многочисленные условнорефлекторные связи; на базе первой сигнальной системы начинает формироваться вторая сигнальная система – речь.

 К концу первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова.

Молодой маме стоит задуматься о том какую коляску выбрать для своего малыша в уже грудном периоде. Мы рекомендуем i'coo детские коляски, которые прекрасно подойдут деткам грудного периода, а также более взрослым малышам.

{social}

Источник: https://woman-id.ru/novorozhdennyiy/periody-detskogo-vozrasta.html

Перинатальный период – cимптомы и лечение. Журнал Медикал

Неонатальный периоды развития ребенка

Перинатальный период (буквально «околородовой период») – период, начинающийся с полных 22 недель, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов (7 суток) после рождения.

 Продолжительность перинатального периода может быть разной. Например, у ребенка, рожденного в сроке 22 недель, он значительно короче, чем у рожденного в 38 недель.

Самый длительный перинатальный период получается у женщин с переношенной беременностью.

Перинатальные период подразделяется на антенатальный, интранатальный и  ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период – это период внутриутробного развития ребенка. 

В период с 22 недель до родов происходит постепенное формирование органов и систем плода, созревание функциональных систем и подготовка к внеутробной жизни.

В этот период крайне важно достаточное поступление необходимых питательных веществ, витаминов (в частности фолиевой кислоты), микроэлементов (особенно кальция и йода), отсутствие токсических влияний (курение, алкоголь, наркотические препараты) и инфекций.

Недостаточность питания, хроническая гипоксия (кислородная недостаточность), интоксикации ведут к задержке роста и развития плода (ЗРП), формированию пороков развития (при недостатке фолиевой кислоты повышен риск формирование дефектов нервной трубки плода), повышается риск преждевременных родов.

Нелеченые инфекции (кариес, ОРВИ, кольпит и так далее), перенесенные матерью, несут риск внутриутробного инфицирования плода (от пузырчатки новорожденных до врожденного сепсиса).

Обследование в антенатальном периоде производится в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 N572н. 

Беременной женщине выполняют общие анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, обследование на ВИЧ и гепатиты В и С, ЭКГ, осмотры терапевта, ЛОР-врача, стоматолога в указанные сроки. Другие обследования (исследование на инфекции, гормональный профиль и другие) производятся по показаниям.

УЗИ-скрининг плода производится трижды за беременность (11-16 недель, 16-22 недели, 30-34 недели), биохимический скрининг на хромосомные патологии, кардиотокографическое исследование (сердцебиение и шевеления плода, сократительная активность матки) с 34 недель. 

А также выполняется аускультация сердцебиения, измерения высоты стояния дна матки каждую явку к участковому акушеру-гинекологу. 

Подсчет шевелений плода женщина производит самостоятельно.

Интранатальный период – это период от начала схваток до изгнания плода из матки. У первородящих роды длятся до 18 часов, в среднем 10-12 часов. У повторнородящих длительность родов несколько сокращается, но это определяется индивидуально. 

Интранатальный период, несмотря на относительно малую длительность, весьма важен.

Именно в этот период есть риск родовой травмы матери и плода, особенно при наличии предрасполагающих факторов (большая или малая к сроку масса плода, несоответствие размеров таза матери и головки плода, стремительные или затяжные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода).

Отдельно учитываются риски при оперативном родоразрешении. Однако даже во время физиологических родов плод испытывает интенсивное воздействие и вследствие этого активизируются адаптационные механизмы систем дыхания, кровоснабжения, эндокринной и кроветворной систем. 

В период родов производится контроль сердцебиения плода (с помощью акушерского стетоскопа или аппарата КТГ), оценивается динамика схваток и раскрытия шейки матки, характер и количество вод.

Ранний неонатальный период – период от момента перевязки пуповины до полных 7 суток жизни. Это период адаптации малыша к условиям внеутробной жизни, начинается самостоятельное дыхание, изменяется кровообращение, начинает функционировать собственное кроветворение, а также регуляция теплообмена и терморегуляции. 

Физиологические состояния в раннем неонатальном периоде:

– физиологическая потеря массы тела (не более 5-8% от исходной массы),- физиологическое шелушение кожи,- конъюгационная желтуха,

– половой криз (набухание грудных желез у детей обоих полов и выделения из половой щели у девочек).

С момента рождения ребенок начинает питаться энтеральным путем (получая пищу через рот) и адаптироваться к этому помогает раннее прикладывание к груди и вскармливание по требованию малыша. У ребенка формируются навыки сосания. В роддоме есть специалист по грудному вскармливанию, который поможет молодой маме приобрести необходимые навыки.

В этот период все функциональные системы ребенка неустойчивы и подвержены внешним воздействиям, также именно в эти сроки выявляются пороки развития, фетопатии (специфические поражения плода – алкогольная, диабетическая и т.д.), наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, инфицирование, последствия гипоксии или вдыхания околоплодных вод.

Выкладывание ребенка на живот матери помогает быстро заселить кожу малыша флорой с кожи матери и таким образом помочь ему уберечься от многих заболеваний. Это также имеет значение в формировании эмоционального контакта матери и ребенка.

В раннем неонатальном периоде наблюдение осуществляет врач-неонатолог. 

Производятся общий осмотр, выслушивание дыхания и сердечных тонов, проверка рефлексов и подвижности суставов, общий анализ крови, биохимический анализ крови, обследование на генетически наследуемые заболевания, проверка слуха и прививки. Все манипуляции производятся с согласия матери.

По отдельным показаниям выполняют рентгенографию легких и костей, УЗИ внутренних органов и сердца и другие специальные исследования.

Заболевания, возникающие в перинатальном периоде

Поражения плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, осложнениями беременности, родов и родоразрешения Расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода Родовая травма Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, характерные для перинатального периода Инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода Геморрагические и гематологические нарушения у плода и новорожденного Преходящие эндокринные нарушения и нарушения обмена веществ, специфичные для плода и новорожденного Расстройства системы пищеварения у плода и новорожденного Состояния, вовлекающие наружные покровы и терморегуляцию плода и новорожденного

Другие нарушения, возникающие в перинатальном периоде

Подробнее о каждом заболевании:

Источник: https://medicalj.ru/diseases/perinatal

Период новорожденности: характеристика, особенности

Неонатальный периоды развития ребенка

Вот и прошли 9 месяцев в ожидании чуда, то время, когда будущая мама не только предвкушает счастье предстоящей встречи со своим малышом, но и переполнена тревогами и страхами по поводу родов.

Когда же на свет появится младенец, покажется, что все уже позади, но на самом деле сразу же после рождения у вашего ребенка начинается наверняка самый важный в жизни период новорожденности.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца первого месяца жизни ребенка (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, – следующие три недели.

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) У новорожденного младенца можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком.

Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного – до 30-35%, тогда как у взрослого человека – около 12%).

Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) – место головы, где нет черепной кости.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы – узкие, слизистая оболочка в носу – нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой – тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения – бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Видит ли новорожденный малыш?

Бытует такое мнение, что после родов у малыша слух и зрение не полностью развиты, поэтому ребенок ничего не может увидеть и услышать. Только спустя некоторое время малыш начинает распознавать силуэты и слышать голоса и звуки. Так это или нет, нужно разобраться. Выясним, когда ребенок начинает видеть.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери.

Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми.

Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме.

Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме.

Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности – это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания).

При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у недоношенных детей. Можно наблюдать:

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови.

Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения.

Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя “Бепантена” 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Болезни новорожденных

Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:

1) Врожденные болезни – заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:

– гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;

– токсоплазмоз, который передается от кошек;

– цитомегаловирусная инфекция;

– листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);

– врожденная малярия;

– туберкулез;

– сифилис.

2) Врожденные пороки органов и систем:

– пороки сердца, легких и ЖКТ;

– врожденный вывих бедра;

– врожденная косолапость;

– врожденная кривошея.

3) Травмы родовой деятельности:

– повреждения скелета;

– гипоксическая родовая травма.

Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.

Кризис новорожденного ребенка

Кризис периода новорожденности – это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

Выделяют несколько основных причин такого кризиса у новорожденных:

– Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

– Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

– Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным безусловным рефлексам (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Таблица прибавки веса новорожденных

Возраст, месяцМасса, гРост, смОкружность головы, см
После рождения3100-340050-5133-37
13700-410054-5535-39
24500-490057-5937-41
35200-560060-6239-43
45900-630062-6540-44
56500-680064-6841-45
67100-740066-7042-46
77600-810068-7243-46
88100-850069-7443-47
98600-900070-7544-47
109100-950071-7644-48
119500-1000072-7844-48
1210000-1080074-8045-49

Таблица новорожденных (вес и рост) включает приблизительные среднемесячные показатели прибавки роста и веса у младенцев.

Источник: http://fb.ru/article/232896/period-novorojdennosti-harakteristika-osobennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.