Запорология для чайников

Содержание

Путеводитель по зоологии

Запорология для чайников

Дорогие мои ученики!

Перед вами стоит задача освоить материал по зоологии. Этот раздел традиционно является понятным для учеников, я бы сказала, милый такой раздельчик! Главное теперь – знакомых с детства бабочек, птичек, зверюшек выстроить и осознать в четком эволюционном порядке.

Увидеть красивую нить логичных и своевременных изменений при переходе от одного типа к другому. В каждый тип загляните, как в гости, выделите важные ароморфозы (признаки), характерные для всего типа, а потом найдите нюансы каждого класса.

Пусть вас не пугает зашкаливающее многообразие животных тварей, не пытайтесь объять необъятное, учитесь видеть закономерности и общие черты.

В дистанционной школе каждая тема сопровождается моей лекцией и презентацией, при этом школьный учебник прочитать обязательно. По каждому типу я приготовила для вас тесты и вопросы. В виде дополнения к плану даю вам схему развития животного мира.

Выучите ее наизусть, как считалочку: «На золотом крыльце сидели: Корнежгутиковые, Инфузории, Споровики; Губки, Кишечнополостные и т.д.» Уточняющие вопросы можно задавать мне в Форуме. По завершении раздела определите до отряда всех героев, упомянутых в сказках Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Телефон».

Не переходите к следующему разделу, пока четко не будете знать, что такое ПАРТЕНОГЕНЕЗ – это один из любимых терминов составителей экзаменационных материалов.

Желаю успехов, ваша Наталья Павловна.

План изучения зоологии

Модуль 1 Подцарство Одноклеточные

Модуль 2 тип Кишечнополостные

Модуль 3 Черви

Модуль 4 тип Моллюски

Модуль 5 тип Членистоногие

Модуль 6 тип Хордовые

Модуль 1. Подцарство Одноклеточные

Характеристика одноклеточных. Классификация одноклеточных.

Тип Корнежгутиковые
Общая характеристика типа. Особенности строения и физиологических процессов амебы обыкновенной и эвглены зеленой.

Тип Инфузории (Ресничные)
Особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки как наиболее высокоорганизованного представителя одноклеточных. Значение простейших.

Тип Споровики (Апикомплексы)
Особенности строения и жизнедеятельности малярийного плазмодия. Меры борьбы с малярией.

Модуль 2. Тип Кишечнополостные

Подцарство Многоклеточные. Теории происхождения многоклеточных. Классификация.

Каждый тип первоначально характеризуйте по количеству слоев (двухслойные-трехслойные), по типу симметрии (лучевая, билатеральная, асимметрия), по особенности эмбриогенеза (первичноротые-вторичноротые), полость тела (отсутствие, первичная, вторичная, смешанная) Тип Губки: общая характеристика губок как первых многоклеточных животных. Образ жизни и значение губок.

Общая характеристика кишечнополостных на примере пресноводной гидры. Строение энтодермы и эктодермы. Особенности образа жизни и размножения гидры. Многообразие кишечнополостных: медузы, коралловые полипы, «Отшельник и Роза»

Модуль 3. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви

Общие признаки, характеризующие всех червей. Далее предлагаю рассматривать эти типы параллельно, заполняя таблицу. Отдельно нарисуйте циклы развития паразитических червей (печеночного сосальщика, бычьего цепня, аскариды), а также особенности размножения дождевого червя

тип Плоские червитип Круглые червитип Кольчатые черви
Покровы
Полость тела
Регенерация
Пищеварительная система
Дыхательная система
Кровеносная система
Выделительная система
Нервная и органы чувств
Размножение и развитие
Многообразие

Модуль 4. Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Особенности строения и физиологических процессов брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Многообразие моллюсков, роль в биоценозах.

Модуль 5. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Основные черты организации членистоногих, приспособленность к различным средам обитания. Далее предлагаю материал систематизировать снова в виде таблицы:

класс Ракообразныекласс Паукообразныекласс Насекомые
Отделы тела
Усики
Глаза
Ходильные ноги
Крылья
Пищеварительная система
Дыхательная система
Кровеносная система
Выделительная система
Нервная и органы чувств
Размножение и развитие

Характеристика основных отрядов насекомых с полным превращением (Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые) и неполным превращением (Полужесткокрылые, Прямокрылые). Партеногенез.

Модуль 6. Тип Хордовые

Общая характеристика типа. Классификация.

Особенности подтипа бесчерепные на примере ланцетника. Внешнее и внутреннее строение ланцетника.

Рыбы. Особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде. Внутреннее строение рыб, приспособления к водному образу жизни. Особенности класса Хрящевые рыбы. Многообразие Костных рыб.

Земноводные. Особенности внешнего строения Земноводных как первых животных, вышедших на сушу. Особенности внутреннего строения. Размножение и развитие амфибий. Метаморфоз. Многообразие Земноводных.

Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Размножение и развитие пресмыкающихся. Формирование зародышевых оболочек. Многообразие.

Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом. Происхождение птиц. Многообразие птиц.

Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Особенности пищеварения жвачных животных. Значение развития коры в формировании сложного поведения млекопитающих. Особенности размножения и развития млекопитающих. Отряды млекопитающих.

Источник: http://titorovanatali.ru/index.php/biologiya/zoologiya/putevoditel-po-zoologii

Введение

Запорология для чайников

Введение 3

Предмет зоология 3

История зоологии 3

Классификация животного мира 4

Подцарство простейшие 6

Класс саркодовые 6

Класс жгутиковые 7

Тип Апикомплескы 8

Тип Ресничные 9

Многоклеточные 11

Общая характеристика. 11

Тип плоские черви. 11

Тип круглые черви 15

Общая характеристика круглых червей. 15

Классификация. 15

Класс нематоды (собственно круглые черви). 15

Фитонематоды. 16

Тип кольчатые черви 18

Общая характеристика 18

Классификация 18

Класс многощетинковые 18

Класс малощетинковые 18

Дождевой (земляной) червь 18

Класс пиявки 19

Тип членистоногие 21

Общая характеристика 21

Классификация 21

Класс ракообразные 22

Подкласс жаброногие 22

Подкласс максилоподы 22

Подкласс высшие 23

Подтип хелицеровые. Класс паукообразные. 25

Отряд пауки (представитель – паук-крестовик) 25

Отряд фаланги (сольпуги) 26

Отряд скорпионы 26

Отряд клещи. 26

Подтип трахейнодышащие. 28

Класс насекомые 28

Отряд двукрылые. 30

Тип моллюски 33

Класс брюхоногие (улитки). 33

Класс двустворчатые. 33

Класс головоногие моллюски. 34

Тип иглокожие 35

Тип хордовые 36

Классификация. 36

Общая характеристика. 36

Подтип Личиночнохордовые (оболочники) 36

Подтип Бесчерепные 36

Подтип позвоночные 37

Надкласс бесчелюстные 37

Надкласс челюстные 38

Класс хрящевые рыбы 38

Класс костные рыбы 38

Класс земноводные (амфибии) 41

Отряд безногие 42

Отряд хвостатые 42

Отряд бесхвостые 42

Класс пресмыкающиеся (рептилии) 43

Класс птицы (Aves) 45

Общая характеристика. 45

Классификация. 46

Класс млекопитающие (звери) 48

Общая характеристика 48

Классификация. 49

  1. Введение. Зоология, как система наук о животных.

  2. Общая характеристика простейших (одноклеточных).

  3. Класс саркодовые, жгутиковые, инфузории. (Споровики самостоятельно)

Предмет зоология

Зоология – наукао животных, наука, всесторонне изучающаяживотных, их строение, жизнедеятельность,развитие, распространение с учетомусловий обитания и закономерностейэволюционного развития животного мира.

Природа делитсяна живую и не живую. Живая в свою очередь– на растительный и животный мир, нафлору и фауну.

Черты сходства:

  • клеточное строение
  • наличие обмена веществ
  • способность к размножению
  • состав: жиры, белки, углеводы, минеральные вещества, вода.

Черты отличия:

Животные:Растения
– питаются органикой (гетеротрофы)– питаются неорганическими веществами, образуя органику (автотрофы)
– фотосинтез (благодаря хлорофиллу)
Есть одноклеточные, обладающие смешанным типом питания – миксотрофы.
Имеют нервную и мышечную системы, передвигаются
Не имеют клетчатки в составе клеток
Есть исключения – вольвокс, колониальное простейшее животное

Резкой разницымежду низшими растениями и животныминет, имеются черты сходства.

История зоологии

Зародилась зоологияв древности. Было 8 этапов развития:

  1. Зарождение. Основоположник – Аристотель, описал 450 видов животных.

  2. Средневековье. Застой науки, засилье церкви.

  3. 15-16 вв. Эпоха Возрождения. Развитие мореплавания, новых земель, новых животных.

  4. 17 в. Изобретение микроскопа Антони Левенгуком, открытие малых живых существ.

  5. Карл Линней – изобрел систематику, бинарную номенклатуру.

  6. Начало 19 в. Ламарк сформулировал теорию развития органического мира: растительный и животный мир развиваются от низших к высшим.

  7. Середина 19 в. Дарвин научно обосновал эволюционную теорию. Основные положения:

  • в живой природе постоянная борьба за существование
  • движущая сила эволюции – естественный отбор, выживают сильнейшие
  • искусственный отбор человеком ведет к созданию пород животных, сортов растений.
  1. Последарвиновский период. Основные ученые:

  • братья Ковалевские
  • Мечников
  • Северцев
  • Павловский
  • Скрябин
  • в генетике – Вейсман, Морган, Мендель
  • в ботанике – Тимирязев, Вавилов.

Классификация животного мира

Систематическиекатегории (таксоны) (начиная с низшей):вид – род – семейство – отряд – класс– тип.

Вид– основная категория, совокупностьсходных по строению и жизнедеятельностиособей, имеющих общее происхождение идающих плодовитое потомство. Вид населяетареал.

Сходные по признаками близкие по происхождению видыобъединяются в род, роды – в семействои т.д.

Весь животный мирделится на следующие типы, которыерасполагаются в порядке возникновения:

I.Подцарство Простейшие (одноклеточные).

1. Тип Саркожгутиконосцы

2. Тип Апикомплексы

3. Тип Ресничные

II.Подцарство Многоклеточные.

1. Губки.

2. Кишечно-полостные.

3. Плоские черви.

4. Круглые черви.

5. Кольчатые черви.

6. Членистоногие.

7. Моллюски.

8. Иглокожие.

9. Хордовые.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2982325/

Запорология для чайников

Запорология для чайников

«Чтобы хорошо какать, надо хорошо кушать» или «за праздничным столом, следует праздничный стул!»

Пустой кишечник не совершает поступательных перистальтических волн, направленных на изгнание содержимого. Если содержимого мало, кишечник старается его удержать и высосать из него по максимуму все полезное, содержимое затвердевает и еще больше задерживается. Сухое, обезвоженное содержимое, бедное ферментами, перестает  стимулировать кишку к опорожнению.

Голодание или ограничение  объема съедаемой пищи еще больше усиливает запор. Замыкается порочный круг: каков стол – таков и стул. Анорексия и булимия прямой путь к тяжелейшим запорам. Разомкнуть порочный круг поможет нормальный ОБЪЕМ съедаемой пищи. 

⇓⇓⇓ Поза орла запор победит! СЛУШАЙТЕ АУДИО⇓⇓⇓

Нормальная природная поза, в которой должен происходить акт опорожнения – поза орла – чудо природной механики. Нижняя часть кишечника, когда мы пребываем в вертикальном положении, причудливо изогнута, и не дает содержимому вываливаться наружу.

А поза орла максимально способствует выпрямлению нижней части кишечника. Наши предки, пользующиеся деревенскими уборными, не страдали так массово от запоров.  Примите естественную природную позу и почувствуйте облегчение.

По сей день в Индии используют унитазы специальной конструкции, на которых можно устроиться поудобнее на корточках и получить полное удовлетворение.

Осторожно! Слабительные вызывают привыкание

Вторичный запор возникает на фоне обезвоживания и электролитных нарушений при длительном приеме слабительных.

Магнезия опасна при длительном применении, вслед за обильным изгнанием жидкого содержимого, происходит обезвоживание и вторичное всасывание воды: следующий запор будет еще сильнее.  Магний всасывается, хоть и в небольшом количестве, и действует на кишку расслабляюще, что также ведет к вторичному запору.

Сенна при длительном применении влияет на печень, вызывает гастро- и энтеропарез – паралич двигательной активности желудочно-кишечного тракта.

При употреблении сенны через день такое состояние разовьется примерно за один год.

 Сенна запрещена в ряде стран к применению, так у нее обнаружены канцерогенные свойства и даже отмечено повышение врожденной патологии у детей, матери которых во время беременности пользовались сенной.

Клизмы также вызывают привыкание

Дверь должна открываться изнутри наружу, а не наоборот! Частые клизмы «ломают» природную технику дефекации. Организм перестает реагировать на сигналы изнутри и ждет сигнал снаружи.

Условные и безусловные рефлексы

Регулярный акт опорожнения кишечника в норме происходит по утрам, сам акт – это череда безусловных рефлексов, идущих от кишечника и условных рефлексов, которые помогают дефекации.

Мы немного можем влиять на безусловный рефлекс – некоторые компоненты пищи, особенно масла, соки фруктов и овощей, продукты жизнедеятельности кишечных микробов, сами стимулируют перистальтику и раскрытие сфинктеров. Ешьте больше фруктов и овощей, они быстро проходят по кишечнику, не успевая отдать всю воду, стул будет чаще и мягче.

Никогда не подавляйте естественный рефлекс, подавишь раз, подавишь два и кишечник забывает, что его время пришло!

А вот условный рефлекс всецело в наших руках.  Если Вы страдаете запором, но знаете, что «чашка кофе» или утренний обряд умывания сподвигнет вас к походу на горшок, то четко придерживайтесь этой церемонии каждый день! ВСЮ ЖИЗНЬ! Включите в церемонию выработку гастро-ректального рефлекса.

Один из безусловный рефлексов, запускающий акт дефекации у млекопитающих  –  гастро-ректальный.

Стоит что-то проглотить на голодный желудок, как сразу же придет и позыв на горшок! Мудрейшее приспособление природы, направленное на “проталкивание” пищевого комка. У младенцев этот рефлекс ярко выражен.

Мама кормит грудью и лялька тут же радует маму детской неожиданностью). У взрослых людей этот рефлекс часто подавлен сознанием, а  надо бы, наоборот, этот рефлекс поддерживать и культивировать.

Рекомендую: утром натощак перед походом в туалет ежедневно съедать что-нибудь легкое – сухарик, яблоко, чашку кефира и все у Вас получится!

Смысл в том, что все действия должны быть одинаковыми, типичными  каждый день. Нарушение даже одного компонента ведет к срыву паттерна. Попытки освободиться в переполненном поезде, на чужом горшке, или в непривычное время – будут безуспешными и даже вредными.  Все эти,  необычные для организма действия, разрушают привычный стереотип и запор усиливается.

Нарушение биоритмов

В норме максимальная активность кишечника приходится на 6-7 утра, если Вы в это время спите, то “Прощай стул”! Надо рано ложиться и рано вставать, чтобы кишечник работал без сбоев!

Прием слабительных

Слабительное принимают вечером около 20.00, чтоб подействовало утром. Прием слабительных утром или днем  ломает привычные биоритмы

Запор – понос

Нехороший симптом  запор в чередовании с поносом, может свидетельствовать:

  • о наличии пареза кишечника после приема слабительных, обычно при их длительном употреблении – нервные импульсы самой кишки такие слабые, перистальтика такая не эффективная, что даже жидкое содержимое не в состоянии изгнать;
  • о непреодолимом препятствии на пути содержимого – надо сделать колоноскопию, чтобы убедиться в проходимости кишечника, не торопитесь паниковать – при запорах у женщин такое бывает на фоне опущения матки.

Любовь на страже здоровья

При запорах у женщин половая активность идет на пользу, так как естественным образом трансвагинально происходит механическая стимуляция прямой кишки.

Врач А.Новочадова

Источник: http://zaporpobedim.ru/zapory-u-vzroslyx/pro-zapory-dlya-chajnikov.html

Наука зоология

Запорология для чайников

Зоология (от др. греч. зоо – животное, логос – наука) – наука, изучающая животных, их строение, образ жизни и распространение на Земле.

Нет такого места на Земле, где бы не встречались те или иные представители животного мира. На необозримых просторах северной тундры, в непроходимых таежных лесах, на снежных вершинах гор, в жарких безводных пустынях и в глубинах океанов – всюду обитают те или другие животные.

Одни из них живут на поверхности Земли (ящерицы, зайцы, волки, медведи, олени), другие ведут водный образ жизни (водные насекомые, рыбы, лягушки, киты). Среди животных есть и такие, которые овладели воздушным пространством (большинство насекомых, птицы, летучие мыши). Даже под землей, куда не проникают солнечные лучи, также обитают животные (черви, насекомые, кроты и др.).

Многие животные живут на теле или в теле других животных, людей и растений, питаясь за их счет. Таких животных называют паразитами.

Подобно растениям, животные живут в различных условиях. Это сказывается на особенностях их строения. Каждый знает, как хорошо приспособлены рыбы к жизни в воде, а птицы – к полету. У животных, обитающих в пустынях, есть много приспособлений, позволяющих им жить долгое время без воды, выдерживать большую жару.

Различие условий существования на Земле является причиной огромного разнообразия животного мира. Животные отличаются по своей форме, величине, окраске и способности приспособляться и жить в различных условиях.

Форма тела животных очень разнообразна. Иногда она бывает просто удивительной. Например, некоторые морские животные по внешнему виду напоминают цветы. Так же разнообразны животные и по своим размерам.

Зоология изучает целый мир таких мелких животных, которых можно увидеть лишь с помощью микроскопа при большом увеличении. Наряду с подобными мельчайшими существами на Земле встречаются такие огромные животные, как слоны и киты.

Слон весит более 4 т и достигает высоты в 3,5 м. Длина тела некоторых китов достигает 30 м, а весят они до 150 г.

Весьма разнообразна и окраска тела животных. Среди богатой растительности тропических лесов встречается много очень красивых, ярко окрашенных бабочек и птиц. Часто окраска животных соответствует окружающей среде, в которой они живут.

Каждый знает нашего обыкновенного зайца–русака. Его масть очень близка к окраске тех мест, где обитает этот заяц. А на севере живет сородич русака – заяц-беляк.

Белый цвет меха делает его мало заметным на снегу, покрывающем землю на севере большую часть года.

Задача зоологии – изучать строение и жизнь различных животных, условия существования и распространения их на земном шаре, разрабатывать способы переделки животного мира в желаемом для человека направлении.

Характерные признаки животных в зоологии

Хотя животные чрезвычайно разнообразны, все они имеют довольно много общих признаков. Тело их всегда состоит из клеток. Животные двигаются и дышат. При дыхании они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Все животные питаются, поглощая различные питательные вещества. Животные растут и развиваются.

Они отвечают на разного рода раздражения, поступающие из окружающей среды. Такая способность у многих животных связана с наличием у них нервной системы и органов чувств – глаз, ушей и т. д. С помощью нервной системы и органов чувств они связаны с окружающей их средой.

Животные размножаются, то есть дают начало себе подобным живым существам.

Животные имеют много общих признаков с растениями. Тело растений и животных состоит из клеток, из которых образуются ткани, органы и системы органов. Растения, как и животные, дышат, питаются, растут и размножаются.

Общие признаки растений и животных указывают на единство растительного и животного мира, на их общее происхождение. Как установлено современной наукой, первые живые существа возникли из веществ неживой природы миллионы лет тому назад.

В чем же состоит основное различие между животными и растениями? Животные отличаются от растений, прежде всего способом питания. Как мы знаем из ботаники, растения, улавливая с помощью хлорофилла энергию солнечного света, сами перерабатывают неорганические вещества в органические (сахар, крахмал и белки). Животные же для питания используют уже готовые вещества, образованные растениями.

В теле животных имеются ткани, органы и системы органов, которых нет у растений. В частности, у растений нет нервной системы. А у большинства животных связь с окружающей средой осуществляется при помощи нервной системы.

Животные не всегда были такими, какими мы их видим теперь. В глубоких слоях .земли или в обрывистых берегах, размытых водой, нередко можно найти раковины, обломки костей, а иногда и целые скелеты давно вымерших животных, населявших некогда Землю; изучение их показывает, что они отличаются от современных. Некоторые из таких ископаемых животных имели огромные размеры.

Так, скелет одного гигантского ископаемого пресмыкающегося достигал 36 м в длину и 12 ж в высоту. Довольно часто на территории Украины находят кости крупного животного – мамонта, очень похожего на слона. Но в отличие от слона тело мамонта было покрыто густыми, длинными волосами.

Это доказывает, что мамонты жили в более суровых климатических условиях, чем современные слоны, обитающие в тропических лесах.

Изучение останков ископаемых животных убедительно доказывает, что животный мир на Земле непрерывно изменялся и развивался, образуя новые виды.

Значение изучения зоологии

Животные имеют огромное значение в жизни человека. Поэтому зоология, как наука, возникла и развивалась в тесной связи с деятельностью человека. Издавна человек получал от животных разнообразные продукты питания: мясо, молоко, яйца, мед и т. д. Человек использует также шерсть, кожу и меха животных. Наконец, некоторые животные используются в качестве рабочего скота.

Многие наши птицы (синицы, ласточки, скворцы, дятлы, кукушки и др.) истребляют огромное количество вредных насекомых, защищая от вредителей культурные растения и леса.

Многие насекомые (пчелы, шмели и др.) играют важную роль в опылении цветов и тем самым повышают урожайность культурных растений.

Для того чтобы еще лучше использовать всех полезных животных, надо хорошо знать их строение и образ жизни.

Вредных животных в природе существует еще больше, чем полезных. Хищные звери (например, волки) нападают на домашних животных. Большой ущерб причиняют сельскому хозяйству вредные насекомые (например, боярышница, капустница, озимая совка, свекловичный долгоносик и др.) и различные грызуны (например, суслики, полевки и др.).

С такими вредителями человек издавна ведет упорную борьбу. Некоторые животные (крысы, мыши, ряд насекомых) портят и разрушают различные сооружения. Многие животные вызывают тяжелые заболевания человека и домашних животных или переносят возбудителей таких заболеваний (малярийный комар, блоха и пр.).

Знание зоологии поможет лучше использовать природные богатства, бороться за увеличение производства продуктов животноводства, за рост благосостояния трудящихся.

Важнейшая задача зоологической науки – помочь людям управлять животным миром, изменять и преобразовывать его в желаемом направлении.

Охрана животных

Среди многочисленных животных наряду с вредными имеется много полезных. Поэтому мы должны как можно целесообразнее использовать богатства животного мира в интересах народного хозяйства, повседневно заботиться об их восстановлении и увеличении.

Многие редкие и вымирающие виды животных имеют важное научное значение, и мы обязаны сберечь их для будущих поколений.

Некоторые животные, независимо от их народнохозяйственной и научной ценности, доставляют людям много радости. Достаточно вспомнить многоголосое пение птиц, поразительно гармонирующее с чудесными картинами природы. К тому же певчие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых. Вот почему у нас введена система охраны и защиты не только промысловых, но и певчих птиц.

В течение последних столетий, как в царской России, так и в других странах мира вследствие хищнического истребления диких животных, бесхозяйственной вырубки лесов, животный мир становился все беднее.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране было прекращено безудержное истребление полезных животных и развернута огромная работа по их воспроизводству в интересах народного хозяйства, науки и общекультурных потребностей народа.

В 1960 году Верховный Совет принял Закон об охране природы Украинской ССР, направленный на улучшение дела охраны природы. В осуществлении задач, предусмотренных этим Законом, важная роль принадлежит школе. Каждый пионер, каждый школьник обязан принять самое активное участие в обогащении и охране нашей природы, в частности животных.

Для того же чтобы сознательно охранять животных, уметь отличать полезных из них от вредных, надо изучать зоологию, знать особенности животных, их образ жизни, распространение и хозяйственное значение.

Источник: http://cytoplazma.ru/zoologiya.html

Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи

Запорология для чайников

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель. Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

ЭтапыОсновные события
IV ст. до н. эрыПодробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эрыРимский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.

V – XV ст.В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV – XVI ст.В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями.

Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.

XVII ст.Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст.

Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст.Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст.

Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст.

, когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась.

Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день.

Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8 4,75 из 5)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/zoologiya-nauka-o-zhivotnyx/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.